Важные вопросы и типичные ошибки

С чего начать работу?
- Любое исследование начинается с постановки задачи. В реальной исследовательской практике задачу либо ставит заказчик, либо ее формулирует исследователь и предлагает заказчику решение. Цель квалификационной работы (курсовая, дипломная работа, диссертация) - не поиск и открытие новых законов и закономерностей, а демонстрация соискателем своей методологической состоятельности. Поэтому вы должны посоветоваться с научным руководителем и сформулировать задачу, исходя из двух принципов. Во-первых она должна позволить вам выгодно продемонстрировать свою квалификацию и во-вторых - тема должна быть вам хоть немного интересна (это создаст вам дополнительную мотивацию к выполнению работы не в последний момент).
Определившись со своими интересами, начинайте изучать литературу по теме, включая периодику и интернет. Определите - какие научные традиции сложились в изучении интересующего явления. Определитесь, какая научная традиция (школа) вам ближе и определите основные рабочие понятия.
- Помните, с этого момента в своей работе вы обязаны использовать данные термины только в этом смысле. (Подмена понятий - очень часто встречающаяся ошибка!)
- Опишите, что в науке к настоящему времени известно, а что - нет. Определите "проблемные области" и сформулируйте одну(!) задачу, требующую решения.

В чем различия между объектом и предметом исследования?
Объект исследования по своей сути - зависимая переменная. Это явление, которое "откликается" на действующие на него силы. А вот как оно откликается и на какие факторы оно "реагирует" - это предмет исследования. Иными словами: объект - это "с чем что-то происходит" а предмет - это  "что, когда и в каких условиях происходит с объектом". Предмет исследования - это исследуемая закономерность, "закон природы", который мы пытаемся открыть и описать.
Например, в задаче: "Есть ли разница в эмоциональности мужчин и женщин?" пол - измеренная с помощью номинальной дихотомической шкалы группирующая переменная (делит выборку на две подвыборки) ,а эмоциональность - зависимая переменная (объект), которая как-то откликнется или не откликнется на группировку. Предметом этого исследования может быть, например, поиск ответа на вопрос: "Связана ли эмоциональность с полом, а если связана, то как?" Обратите внимание, что объект исследования всегда только один (за исключением разведочного анализа данных и решения задач на классификацию). А предмет исследования может включать себя множество аспектов: "С чем связано? Связано ли? Как сильно? Как часто? При каких условиях? Как долго?..."

-Как сформулировать гипотезу? Нужна ли гипотеза в исследовании?
Этот вопрос вызывает множество недоразумений. Некоторые соискатели считают, что их задача - продемонстрировать прозорливость и предсказать результаты исследования. Они собирают данные, находят какие- то статистические связи и затем пишут, что их гипотеза якобы и состояла в наличии этих связей. Абсолютно бессмысленное мероприятие.

Цель научного исследования - установление закономеностей. Обычно такое исследование принимает вид поиска связей между двумя или большим количеством переменных. Мы догадываемся о существовании психологической закономерности либо на основе уже имеющейся теории, либо на основе житейских представлений. Правильно спланированное исследование должно позволить нам проверить предположение "на прочность" - подтвердить его или опровергнуть. Если исследование не предполагает возможности опровергнуть гипотезу - оно спланировано неправильно. Основной способ доказательства истинности вашего предположения - это верификация через фальсификацию. Это значит, что высказав предположение о наличии какой либо связи вы должны попытаться доказать, что этой связи не существует! И лишь если вам это не удастся, вы можете считать свою гипотезу подтвержденной.

Следовательно - основное предназначение гипотезы не в том, чтобы продемонстрировать проницательность, а в том, чтобы выбрать верный метод исследования и подобрать адекватные инструменты для сбора данных.

Пример: если гипотеза состоит в том, что у мужская и женская эмоциональность отличаются, то мы должны предположить, в чем именно будут проявляться эти различия: в модальности эмоций? В силе? В продолжительности? В уровне инициирующего события? Это позволит нам подобрать измерительные инструменты, необходимые для сбора именно этих данных. Если в процессе обработки данных мы решим выявить гендерную специфику роли эмоций в принятии решений, то у нас ничего не получится, поскольку эти данные собраны не были! Именно поэтому гипотезы должны формулироваться до начала исследования! (если только целью исследования не является ДОБЫЧА ДАННЫХ)

Другое недоразумение, связанное с гипотезами в том, что соискатели путают статистическую гипотезу и гипотезу исследования. Разумеется, в психологическом исследовании гипотезы должны быть психологические. Это значит, что выявив статистически значимые различия между выборками вы должны их описать в качественных, психологических терминах и по возможности проиллюстрировать средствами визуализации - графиками и диаграммами.

Комментариев нет: